
алые лепестки сакуры имеют такой цвет, потому что под деревом зарыты трупы.
2002-2003 учебный год я провёл в Индии. Мама, генетик, поехала туда работать, меня взяла за компанию - потом ещё продлили визу, в итоге я задержался там на полтора года. Время получилось очень значимым и переломным по многим параметрам - самое глубокое знакомство с английским языком, переходный возраст, знакомство с интернетом. И - что немаловажно - единственный положительный опыт обучения в школе.
Учились мы с 8 утра до 4-ёх дня, но благодаря отличной организации учебного процесса это совершенно не выматывало. Школа, правда, стоила прилично - бесплатного образования в Индии нет (во всяком случае, не было на тот момент), с дешёвыми школами мы экспериментировать не рискнули, плюс в дешёвых школах обучение шло на хинди, а в более пафосных - уже на английском (оба языка являются в Индии государственными, правда, часть бедного населения английский почти не знает). В год за обучение отдавали 45 тысяч рупий, это около 30 тысяч рублей.
Утро начиналось с того, что личный институтский водитель вёз меня в школу в небольшом мини-вене. Перед этим он вёз других детей в другую сторону, поэтому я каждый день опаздывал на пару минут и бежал от стоянки бегом. В 8 начиналась общешкольная молитва - все классы выстраивались на здоровенной площадке и хором пели утреннюю молитву на санскрите. Я, уже тогда будучи агностиком (хотя тогда я и не знал этого слова), не имел ничего против пения чужих молитв - своей веры, которую бы это оскорбляло, у меня не было, так что под конец я неплохо выучил текст и вполне наслаждался процессом. Вдобавок, говорят, ближайший по произношению язык к санскриту - русский, и нынче произношение ставят именно по русским аудиозаписям.
В 8-15 начинались сами уроки. Там я был в 6-ом классе, а до 7-ого домашние задания отсутствовали, так что нагрузка была небольшой. Уроки шли не по 45 минут, а по 60; были и более короткие, получасовые. Примерно в 12 часов (время варьировалось для классов) нас выводили на другую площадку перед школой, где мы пели уже другую молитву - предобеденную - и шли в столовую. Столовая была вегетарианская, но помимо этого - очень даже толковая. После столовой - ещё 2 часа занятий.
Основные занятия мало чем отличались от российских. Разве что атмосфера была какой-то менее агрессивной и напряжённой (или мне так показалось). Парты были тройными - на 3 человек. У каждого был свой пульт, а в углу класса небольшой экран - по окончании занятия проводился небольшой тест на несколько вопросов с, насколько я помню, анонимными ответами - результаты ответов показывались на экране в процентах и позволяли учителю проверить, например, насколько класс понял материал.
Помимо обычных предметов - математики, английского, истории, химии и пр - были и достаточно необычные.
Во-первых, информатика. Она мало чем отличалась от того, какой она должна быть в России, но сильно отличалась от того, что мы имели в России на практике. В русской школе информатика сводилась к ушедшему учителю и толпе детей, игравших в Мурхухн или подобное. В универе - лекции про устройство процессора и материнской платы, которые гуманитарии, само собой, не понимали вообще, а экзамен был чистой фикцией. Только зря потраченное время. Информатика в Индии была единственным местом, где я изучал Excel, Power Point и подобные программы. Были даже конкурсы на скорость печати.
Ещё у нас, само собой, преподавались локальные языки. На хинди я научился читать и писать - неплохо для человека, понимавшего на нём от силы 5 слов. С каннадой я сдался сразу. Каннада - язык штата Карнатака, в котором находился Бангалор, где мы жили. В Индии каждый штат имеет свой язык со своим алфавитом и пр. Я сделал вывод, что уж этот язык мне вряд ли пригодится :)
Весьма оригинальным был предмет с лаконичным названием 'library'. Предмет себя оправдал. Нас на час уводили в школьную библиотеку - где мы были предоставлены сами себе, до тех пор пока мы хоть что-то читали и не шумели. Нет, конечно, находились те, кто пытался отлынивать - но я в этом смысла не видел. В библиотеке была уйма книг, причём львиную долю составляли детские книги. Я там в основном читал книги из обожаемой мной тогда серии Ужастиков - я начал читать их ещё в России, а здесь продолжал уже на английском. Ещё немалый интерес представляли комиксы, пересказывающие индуистские мифы, вроде Рамаяны :) Пожалуй, библиотека была одним из самых обожаемых "предметов" - и, думаю, очень не помешала бы в России.
Были, кстати, и уроки земледелия, которые проходили снаружи, и где нам рассказывали про растения, учили что-то сажать и поливать. Их я, правда, терпеть не мог))
Были и творческие занятия - рисование, лепка из глины и музыка. В России у 6-тиклассников нет такой роскоши. Лепку я, пожалуй, любил ещё больше, чем находиться в библиотеке - её проводил очень колоритный, худой индиец в находившейся слегка на отшибе от основного здания школы антуражной хижине. В "день творчества" я, как любимый ученик (лепить и правда выходило неплохо) даже получил доступ к гончарному кругу, где весь день показывал родителям и преподавателям, как лепить горшки. Правда, думаю, им интереснее было посмотреть на иностранца, чем на мои горшки :)
После обеда и двух часов занятий, когда еда уже успевала достаточно перевариться, начинались спортивные часы, т.е. с 2 до 4 часов дня. Тут чуть подробнее.
Во-первых, при поступлении студентов каким-то таинственным образом разделяли по факультетам, уже после личной беседы. Никакой официальной информации о принципах отбора не было, но мне 12-тилетнему факультеты были знакомы исключительно по книгам о Гарри Поттере, поэтому я подвёл под это свою основу. Синие были самыми спокойными и мирными, оранжевые - самыми жизнерадостными, белые - самыми упорными как в обычной учёбе, так и в спортивных достижениях, зелёные - местами вредными. Наш факультет, синий, назывался Наланда, названий остальных я уже не помню) Принадлежность к разным факультетам никак не отражалась на обычной учёбе - только на двух последних, спортивных, часах. У нас были футболки разного цвета и белые шорты с полосками в цвет футболки. + пару раз в год между факультетами проходили спортивные марафоны.
Первый час спортивные занятия у нас шли по расписанию, причём занимались мы не со своим классом (что тоже клёво и здорово позволяло разнообразить круг знакомств!), а с представителями нашего факультета на нашем году обучения. Среди спорта были футбол, хоккей на траве, волейбол, баскетбол, плаванье (бассейн под открытым небом!), йога (где меня первый и последний раз в жизни посадили на шпагат), лёгкая атлетика, криткет, бадминтон, подвижные игры, роликовые коньки и даже такие вещи, как шахматы, бридж и рисование о_О Готов поспорить, что вспомнил не всё, что у нас было, но я старался.
Вторым часом был спорт, который ты выбирал сам - причём выбор можно было менять в течение года сколько угодно раз. Сначала я ходил на плаванье - перспектива плавать каждый день под открытым небом казалась очень привлекательной. Впрочем, я быстро сдался - гоняли там адово, я выдыхался и уставал. Затем были шахматы, а остановился я, кажется, на рисовании. Рисуют кстати в Индии в основном пастелью (масляные мелки). На же шахматы я позже пару раз в неделю ходил просто так - в шахматный клуб. Даже участвовал в местном турнире по шахматам.
Отдельно стоит остановиться и на преподавателях. Препод по крикету была в составе женской сборной штата; преподаватель по роликам (у 90-95% студентов, кстати, были четырёхколёсные, как и у преподавателя) имел какие-то награды, и мог развивать скорость до 60 км/ч. Даже пробовал нам показать, но по кругу это было сложно. Преподаватель по шахматам тоже имел награды, и обыгрывал нас как котят, даже убрав со своей доски по несколько сильных фигур.
В общем, сумбурно, но - хорошая была школа. :) Первая и последняя, которую я посещал с удовольствием.
Трёхкомнатная квартира института, 700 рублей в месяц :)

Местная флора.

Школа.

Учились мы с 8 утра до 4-ёх дня, но благодаря отличной организации учебного процесса это совершенно не выматывало. Школа, правда, стоила прилично - бесплатного образования в Индии нет (во всяком случае, не было на тот момент), с дешёвыми школами мы экспериментировать не рискнули, плюс в дешёвых школах обучение шло на хинди, а в более пафосных - уже на английском (оба языка являются в Индии государственными, правда, часть бедного населения английский почти не знает). В год за обучение отдавали 45 тысяч рупий, это около 30 тысяч рублей.
Утро начиналось с того, что личный институтский водитель вёз меня в школу в небольшом мини-вене. Перед этим он вёз других детей в другую сторону, поэтому я каждый день опаздывал на пару минут и бежал от стоянки бегом. В 8 начиналась общешкольная молитва - все классы выстраивались на здоровенной площадке и хором пели утреннюю молитву на санскрите. Я, уже тогда будучи агностиком (хотя тогда я и не знал этого слова), не имел ничего против пения чужих молитв - своей веры, которую бы это оскорбляло, у меня не было, так что под конец я неплохо выучил текст и вполне наслаждался процессом. Вдобавок, говорят, ближайший по произношению язык к санскриту - русский, и нынче произношение ставят именно по русским аудиозаписям.
В 8-15 начинались сами уроки. Там я был в 6-ом классе, а до 7-ого домашние задания отсутствовали, так что нагрузка была небольшой. Уроки шли не по 45 минут, а по 60; были и более короткие, получасовые. Примерно в 12 часов (время варьировалось для классов) нас выводили на другую площадку перед школой, где мы пели уже другую молитву - предобеденную - и шли в столовую. Столовая была вегетарианская, но помимо этого - очень даже толковая. После столовой - ещё 2 часа занятий.
Основные занятия мало чем отличались от российских. Разве что атмосфера была какой-то менее агрессивной и напряжённой (или мне так показалось). Парты были тройными - на 3 человек. У каждого был свой пульт, а в углу класса небольшой экран - по окончании занятия проводился небольшой тест на несколько вопросов с, насколько я помню, анонимными ответами - результаты ответов показывались на экране в процентах и позволяли учителю проверить, например, насколько класс понял материал.
Помимо обычных предметов - математики, английского, истории, химии и пр - были и достаточно необычные.
Во-первых, информатика. Она мало чем отличалась от того, какой она должна быть в России, но сильно отличалась от того, что мы имели в России на практике. В русской школе информатика сводилась к ушедшему учителю и толпе детей, игравших в Мурхухн или подобное. В универе - лекции про устройство процессора и материнской платы, которые гуманитарии, само собой, не понимали вообще, а экзамен был чистой фикцией. Только зря потраченное время. Информатика в Индии была единственным местом, где я изучал Excel, Power Point и подобные программы. Были даже конкурсы на скорость печати.
Ещё у нас, само собой, преподавались локальные языки. На хинди я научился читать и писать - неплохо для человека, понимавшего на нём от силы 5 слов. С каннадой я сдался сразу. Каннада - язык штата Карнатака, в котором находился Бангалор, где мы жили. В Индии каждый штат имеет свой язык со своим алфавитом и пр. Я сделал вывод, что уж этот язык мне вряд ли пригодится :)
Весьма оригинальным был предмет с лаконичным названием 'library'. Предмет себя оправдал. Нас на час уводили в школьную библиотеку - где мы были предоставлены сами себе, до тех пор пока мы хоть что-то читали и не шумели. Нет, конечно, находились те, кто пытался отлынивать - но я в этом смысла не видел. В библиотеке была уйма книг, причём львиную долю составляли детские книги. Я там в основном читал книги из обожаемой мной тогда серии Ужастиков - я начал читать их ещё в России, а здесь продолжал уже на английском. Ещё немалый интерес представляли комиксы, пересказывающие индуистские мифы, вроде Рамаяны :) Пожалуй, библиотека была одним из самых обожаемых "предметов" - и, думаю, очень не помешала бы в России.
Были, кстати, и уроки земледелия, которые проходили снаружи, и где нам рассказывали про растения, учили что-то сажать и поливать. Их я, правда, терпеть не мог))
Были и творческие занятия - рисование, лепка из глины и музыка. В России у 6-тиклассников нет такой роскоши. Лепку я, пожалуй, любил ещё больше, чем находиться в библиотеке - её проводил очень колоритный, худой индиец в находившейся слегка на отшибе от основного здания школы антуражной хижине. В "день творчества" я, как любимый ученик (лепить и правда выходило неплохо) даже получил доступ к гончарному кругу, где весь день показывал родителям и преподавателям, как лепить горшки. Правда, думаю, им интереснее было посмотреть на иностранца, чем на мои горшки :)
После обеда и двух часов занятий, когда еда уже успевала достаточно перевариться, начинались спортивные часы, т.е. с 2 до 4 часов дня. Тут чуть подробнее.
Во-первых, при поступлении студентов каким-то таинственным образом разделяли по факультетам, уже после личной беседы. Никакой официальной информации о принципах отбора не было, но мне 12-тилетнему факультеты были знакомы исключительно по книгам о Гарри Поттере, поэтому я подвёл под это свою основу. Синие были самыми спокойными и мирными, оранжевые - самыми жизнерадостными, белые - самыми упорными как в обычной учёбе, так и в спортивных достижениях, зелёные - местами вредными. Наш факультет, синий, назывался Наланда, названий остальных я уже не помню) Принадлежность к разным факультетам никак не отражалась на обычной учёбе - только на двух последних, спортивных, часах. У нас были футболки разного цвета и белые шорты с полосками в цвет футболки. + пару раз в год между факультетами проходили спортивные марафоны.
Первый час спортивные занятия у нас шли по расписанию, причём занимались мы не со своим классом (что тоже клёво и здорово позволяло разнообразить круг знакомств!), а с представителями нашего факультета на нашем году обучения. Среди спорта были футбол, хоккей на траве, волейбол, баскетбол, плаванье (бассейн под открытым небом!), йога (где меня первый и последний раз в жизни посадили на шпагат), лёгкая атлетика, криткет, бадминтон, подвижные игры, роликовые коньки и даже такие вещи, как шахматы, бридж и рисование о_О Готов поспорить, что вспомнил не всё, что у нас было, но я старался.
Вторым часом был спорт, который ты выбирал сам - причём выбор можно было менять в течение года сколько угодно раз. Сначала я ходил на плаванье - перспектива плавать каждый день под открытым небом казалась очень привлекательной. Впрочем, я быстро сдался - гоняли там адово, я выдыхался и уставал. Затем были шахматы, а остановился я, кажется, на рисовании. Рисуют кстати в Индии в основном пастелью (масляные мелки). На же шахматы я позже пару раз в неделю ходил просто так - в шахматный клуб. Даже участвовал в местном турнире по шахматам.
Отдельно стоит остановиться и на преподавателях. Препод по крикету была в составе женской сборной штата; преподаватель по роликам (у 90-95% студентов, кстати, были четырёхколёсные, как и у преподавателя) имел какие-то награды, и мог развивать скорость до 60 км/ч. Даже пробовал нам показать, но по кругу это было сложно. Преподаватель по шахматам тоже имел награды, и обыгрывал нас как котят, даже убрав со своей доски по несколько сильных фигур.
В общем, сумбурно, но - хорошая была школа. :) Первая и последняя, которую я посещал с удовольствием.
Трёхкомнатная квартира института, 700 рублей в месяц :)

Местная флора.

Школа.

@темы: мысли